Роль и значение дисциплины в образовательной программе

Речь – неотъемлемая часть социального бытия человека, необходимое условие существования общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, выступает в качестве средства выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. Она является и средством удовлетворения личных потребностей человека, в том числе через приобщение к той или иной группе людей. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении и развитии личности человека.

Введение курса «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» в программу среднего профессионального образования своевременно и актуально. Новый курс значим как в теоретическом, так и в практическом отношении. Первое связано с необходимостью усвоить важные вопросы теории текста, значимые для эффективного речевого общения: языковые нормы русского языка; функциональные стили; принципы, формы и типы речевой коммуникации; коммуникативные качества речи в текстах разной функциональной принадлежности; структуру и языковые средства текста различных жанров и стилевой принадлежности.

В прикладном аспекте необходимо сформировать важнейшие навыки и умения, связанные с осуществлением успешной речевой деятельности в профессиональной жизни человека: способность создавать тексты разных стилей и жанров с учетом экстралингвистических факторов (профессиональных задач, ситуаций, адресата, целей и задач коммуникации); умение адекватно воспринимать текст, усваивая не только его поверхностный, но и глубинный смысл. Степень владения речью, умение порождать тексты и понимать их является одним из главных показателей общей культуры человека, открывая для него и новые возможности в профессиональной деятельности.

Целью дисциплины является обучение основам эффективного речевого общения путем совершенствования навыков речевой деятельности, практического применения знаний о специфике устных и письменных разновидностей речевой коммуникации.

Задачи дисциплины:

-   изучить принципы, функции, основные единицы, формы и типы речевого общения; специфику устных и письменных разновидностей речевой коммуникации;

-   обобщить знания о дифференциальных признаках функциональных разновидностей речи, типологии языковых норм, специфике разных видов речевой деятельности;

-   овладеть методиками, направленными на совершенствование рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности;

-   сформировать навыки эффективной речевой коммуникации в зависимости от цели общения, количества участников, характера ситуации;

- овладеть основами речевой профессиональной культуры.