Разбой

Разбой есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 162 УК).

По сравнению с другими формами хищения разбой обладает повышенной степенью общественной опасности, что обусловлено его двуобъектным характером. Основным непосредственным объектом данного преступления выступает конкретная форма собственности, дополнительным – здоровье конкретной личности. Конструируя норму о разбое и определяя ее место в системе уголовно-правовых норм, законодатель ставил своей основной задачей обеспечение защиты собственности от преступных посягательств.

Объективная сторона разбоя выражается в совокупности двух действий, которые одновременно раскрывают и специфику способа совершения преступления, – нападении и применении насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения такого насилия.

Нападение – открытое или скрытое (тайное) внезапное агрессивно-насильственное воздействие на потерпевшего. Оно признается открытым, когда потерпевший или третьи лица осознают факт такого воздействия. При отсутствии осознания – нападение тайное (скрытое), например, выстрел или удар ножом в спину, выстрел из засады, укрытия, нанесение удара из-за угла. Судебная практика квалифицирует как разбой насильственное или обманное введение в организм потерпевшего опасных для жизни или здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения его таким способом в беспомощное состояние и завладения чужим имуществом[1].

Нападение неразрывно связано с применением насилия, по сути, выражается в нем. Цель насильственных действий – хищение, само насилие – средство завладения или удержания чужого имущества. По характеру насилие может быть как физическим, так и психическим, выразившимся в угрозе применения физического насилия. Психическое насилие должно быть наличным и реальным (существующим в действительности), когда потерпевший уверен, что в случае сопротивления угроза будет реализована. Угроза, как правило, носит определенный характер, но может быть и неопределенной. В последнем случае вопрос о наличии разбоя в действиях лиц необходимо решать с учетом всех обстоятельств дела: места и времени совершения преступления, числа преступников, предметов, которыми они угрожали потерпевшему, субъективного восприятия потерпевшим характера угрозы. Однако потерпевший может и преувеличивать опасность. Поэтому суд обязан в первую очередь руководствоваться объективными критериями.

По интенсивности насилие должно быть опасным для жизни или здоровья: причинение или угроза причинением легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, физическое насилие, которое не причинило вреда здоровью, однако в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего (выталкивание на ходу из транспорта, попытка утопления или удушения).

Спецификой разбоя, отличающей его от всех других форм хищения, является то, что изъятие и обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц не относятся к обязательным признакам объективной стороны данного преступления. По конструкции разбой – усеченный состав. Момент его окончания по сравнению с другими формами хищения как бы перенесен на стадию покушения. Он считается оконченным с момента нападения, сопряженного с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего. Поэтому покушение при разбое невозможно, приготовление же может быть осуществлено путем приискания или приспособления средств или орудий совершения преступления, приискания соучастников посягательства, сговора на совершение преступления либо иного умышленного создания условий для его совершения.

Субъективная сторона разбоя характеризуется прямым умыслом, корыстными мотивом и целью. Содержанием прямого умысла охватывается осознание общественно опасного характера нападения, характера и интенсивности примененного насилия и желание совершить эти действия.

Субъект разбоя – вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет.

Ч.2 ст. 162 УК предусматривает ответственность за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору,  а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Аналогично грабежу исполнителем группового разбоя является не только лицо, изымающее имущество (хотя ни его изъятие, ни обращение в пользу виновного или других лиц не являются обязательными объективными признаками данного состава), но и лицо, применяющее насилие к потерпевшему. Судебная практика рассматривает как групповой разбой действия участника преступления независимо от факта привлечения к уголовной ответственности других членов группы. Так, если в разбойном нападении по предварительной договоренности участвовало два человека, один из них не привлечен к уголовной ответственности в силу недостижения соответствующего возраста или в силу невменяемости, другой отвечает за разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору[2].

Квалифицирующий признак «применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия», характерен только для рассматриваемой формы хищения. Понятие оружия дано в Федеральном законе «Об оружии» от 13 ноября 1996 г.[3] К нему относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию в смысле ст. 162 УК следует относить не только огнестрельное и холодное оружие, но и метательное, пневматическое и газовое. Сигнальное оружие, поскольку конструктивно предназначено только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов, не может служить основанием признания разбоя вооруженным. Применение при разбойном нападении газового пистолета или газового баллончика квалифицируется как вооруженный разбой, если содержащийся в них газ представлял опасность для жизни или здоровья потерпевшего[4].

Предметы, используемые в качестве оружия, – те из них, которыми может быть причинен вред, опасный для жизни или здоровья потерпевшего (бритва, топор, ломик, дубинка и др.). Не имеет значения, были ли эти предметы заранее приготовлены, тем или иным образом приспособлены или же подобраны на месте преступления.

Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, понимается как физическое, так и психическое воздействие на потерпевшего: фактическое причинение вреда здоровью или лишение жизни путем использования оружия или иных предметов; попытка причинения такого вреда, которая не увенчалась успехом по причинам, не зависящим от воли виновного; прицеливание, выстрел в воздух, демонстрация оружия. Одного наличия у виновного оружия или предметов, используемых в качестве оружия, недостаточно для признания разбоя вооруженным. Словесная угроза применением оружия без его демонстрации также не влечет квалификации содеянного по  ч. 2 ст. 162 УК[5]. Если виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия (макетом пистолета, игрушечным кинжалом и т.д.), не намереваясь использовать их для причинения вреда здоровью или лишения жизни, его действия расцениваются (при отсутствии отягчающих обстоятельств) по ч. 1 ст. 162 УК[6]. Если же, например, макетом пистолета, отлитым из металла, наносят удар по голове с целью завладения имуществом, налицо разбой, совершенный с применением предмета, выступившего в качестве оружия.

В ч.3 ст.162 УК законодатель предусмотрел ответственность за такой особо квалифицированный вид разбоя как: разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере.

В отличие от ранее рассмотренных форм хищения для разбоя законодатель не предусмотрел квалифицирующего признака «причинение значительного ущерба гражданину». Разбой уголовно наказуем независимо от стоимости похищенного имущества или того, которое виновный намеревался похитить. Когда стоимость имущества, которым завладевает виновный, ничтожно мала, это может свидетельствовать об отсутствии корыстного мотива, а следовательно, и разбоя.

К квалифицированным признакам разбоя, предусмотренным ч.4 ст.162 УК относятся:

А) совершение деяния организованной группой лиц;

Б) совершение деяния в целях завладения имуществом в особо крупном размере;

В) совершение деяния с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Разбой необходимо отличать от насильственного грабежа. Для каждого характерна своя степень интенсивности насилия. Насилие, опасное для жизни или здоровья, – конструктивный признак разбоя, насилие, не опасное для жизни или здоровья, – квалифицирующий признак грабежа. Вместе с тем кража и грабеж могут перерасти в разбой, если виновный, начав тайное хищение, после обнаружения его действий потерпевшим или другими лицами применяет насилие, опасное для жизни или здоровья, с целью завладения имуществом или его удержания. Когда насильственные действия совершены по окончании кражи или грабежа с целью скрыться или избежать задержания, они подлежат самостоятельной квалификации по соответствующим статьям УК в зависимости от их характера и наступивших последствий. При таких обстоятельствах кража и грабеж не перерастают в разбой[7].

Отличие разбоя от грабежа также в следующем: грабеж – это открытое хищение, разбойное нападение может быть не только открытым, но и тайным (скрытым); по конструкции грабеж – материальный состав, разбой – усеченный; грабеж признается оконченным в момент завладения имуществом, разбой – в момент нападения.



[1] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961–1993. С. 172.

[2] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961–1993. С. 174.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.

[4] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1993. № 11. С. 10–11.

[5] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1992. № 9. С. 9.

[6] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961–1993. С. 173–174.

[7] Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 6. С. 4.