Кейс

Кейс 1

Выпуск минеральных удобрений и производственные возможности России[1]

С распадом СССР произошел разрыв многих хозяйственных связей, что болезненно сказалось на экономике стран СНГ, особенно на аграрные отношениях. Общие для всех стран СНГ проблемы в 1991-1993 гг. дестабилизировали сельскохозяйственное производство в России. Потеря традиционных рынков, источников энергии, транспортной сети сломала сложившуюся в предыдущие годы структуру производства. Так, производство минеральных удобрений сократилось в 1192 г. на 27%, а по сравнению с 1988 г. – на 43%. Их поставки сельскому хозяйству в 1992 г. снизились по сравнению с 1988 г. на 61% (на 16,7 млн т) при увеличении поставок на экспорт в три раза ( на 6,7 млн т). Эти негативные тенденции продолжались и в следующем году.

Вопросы для обсуждения:

1. Объясните, что происходило в России в эти годы с точки зрения ее производственных возможностей, если предположить ситуацию в производстве минеральных удобрений типичной для экономики в целом.

2. Дайте графическое изображение положения в производстве минеральных удобрений в 1992 г. и его изменений по сравнению с 1988 г. Используйте для этого КПВ.

3. Перед каким экономическим выбором стояла отрасль в эти годы?

4. Как возможные варианты экономического выбора отразятся на сдвигах КПВ?

 

Кейс 2

Россияне теряют интерес к шопингу[2]

Среднестатистическая российская семья ежегодно тратит на товары повседневного спроса (FMCG) 108 800 руб. или примерно 9000 руб. в месяц, подсчитала исследовательская компания GfKRus по собственной потребительской панели. Траты в натуральном выражении год от года растут незначительно, траты на продукты питания увеличиваются в основном за счет роста цен, а увеличение потребления числа премиальных покупок играет весьма незначительную роль, рассказал автор исследования, заместитель гендиректора GfKRus Сергей Яшко на форуме Института Адама Смита "Агробизнес в России". Россия постепенно переходит к западной модели потребления, которая предполагает более редкие, но более крупные закупки продуктов питания: "В США, например, принято покупать продукты на неделю и в течение недели почти не заезжать в магазин. Российские потребители движутся к такой модели, и в результате – при сохранении потребления – средний чек растет, а число чеков снижается". Важную роль в этом процессе играют гипермаркеты: "Отчасти такое поведение может быть обусловлено именно развитием этого формата. Он формирует новые привычки". За 2012 год количество походов и поездок за покупками снизилось на 4,8% –с 243 до 231 в год, а средний чек, напротив, увеличился на 14,2% – с 409 до 467 руб. Вдобавок россияне постепенно охладевают к процессу совершения покупок, свидетельствуют данные GfK: если в 2010 г. 71% респондентов отвечали, что любят шопинг, то в 2011 г. таких было 68%, а в 2012 г. 67%. Играет роль и транспортный фактор: "Автомобилей становится больше, и людям проще купить продукты на несколько дней, чтобы не стоять в пробках". Сейчас наиболее активно развиваются крупные форматы – гипермаркеты и супермаркеты. Первый привлекает покупателя ассортиментом и ценами, второй – большой долей свежих продуктов (мясо, молоко, фрукты и овощи) и кулинарии собственного производства. В такие магазины люди ходят реже, но тратят больше, в том числе потому, что свежие продукты дороже консервированных и замороженных.

Вопросы для обсуждения:

1. Как в приведенной ситуации описывается влияние изменения альтернативных издержек на поведение потребителей? В чем это изменение заключается?

2. Как можно повлиять на альтернативные издержки похода в магазин и стоит ли это делать?

3. Можно ли на основе приведенной информации сделать вывод, что меняются предпочтения потребителей?

4. Приведите варианты геометрических интерпретаций поведения потребителей, исходя из приведенной в тексте информации.



[1] По материалам газеты «Финансовые известия», 1993 г.

[2] Текст кейса подготовлен на основе публикации: Е. Виноградовой, А. Крекниной и Ю. Грибцовой "Российские потребители стали рациональнее" в газете Ведомости от 28.12.2012


Zuletzt geändert: Freitag, 28. August 2020, 10:19