В результате многочисленных дискуссий постсоветского времени происходила постоянная смена названия дисциплины (Отечественная история, История России). На настоящий момент оно утвердилось в наиболее общем виде – «История». Что, с одной стороны, означает собственно рассказ о событиях прошлого, с другой – овладение научными методами архивирования, систематизации и использования этих знаний. Когда цепочка происшествий, событий, фактов складывается в исторический процесс. Таким образом, закладывается восприятие «Истории» уже как науки. Преподаваемая на самых ранних ступенях подготовки, в виду относительной простоты восприятия, она является удобным плацдармом изучения специальных дисциплин, обеспечивает плавный переход к перспективной специальной научной подготовке. При этом курс базируется на материалах Российской истории, дополняя и развивая полученные в школе знания и навыки.

Цель изучения дисциплины – помочь студентам понять исторический процесс; выявить его закономерности и своеобразие применительно к разным периодам, общественно-политическим и экономическим укладам; научить объяснять историю, исходя из требований объективности, историзма и научной истины.

Изучив в общих чертах методы исторического исследования, студент учится выстраивать комплекс причин, приведших к тем или иным событиям, связывать их предпосылки, содержание и последствия. Приобретает навыки работы с научной литературой и разными типами источников, собственно навыки исторического анализа.

В итоге он может использовать эту методологию для получения вполне практических выводов, значимых для выявления важнейших последствий  различных событий (политических решений, экономических реформ), построения корректных прогнозов последующего развития.

В тоже время формируется способность видеть уникальность отдельных стран и в первую очередь России, их значение в мировом историческом процессе, что имеет исключительное значение для завершения формирования гражданина.